Ювелирное дело

     Ювелирное дело – область художественного промысла; это профессия изготовления художественных изделий для украшения людей и предметов (серьги, ожерелья, кольца и перстни, цепи и цепочки, бусы и колье, браслеты, украшения на часах, вазах, кувшинах, конских седлах, одежде, шапках и платках, сапогах и сапожках, туфельках и др.) на основе драгоценных металлов – золота, серебра и платины, других цветных металлов – меди, олова идр. Ювелиры в создании своих изделий широко используют различные приемы производства, а именно: литье, прессование и тиснение, золочение или покрытие золотом и серебром, отбивание молоточком или долбление и чеканка металла с целью придания рельефного изображения, охлаждение, формование. Включая в свои металлические произведения драгоценные камни (жемчуг, изумруд, алмаз, берюза, гранат, опал, сердолик и др.), предварительно обработав их, чтобы они играли всеми гранями. Ювелирные изделия наших мастеров разнообразны и каждому предназначено свое место на лбу, лице, шее, ушах, пальцах рук, на руке и ноге, волосах, на одежде и обуви, предметах быта и для украшения лошадей (баргак, бибишак, билагузук, бозубанд, боз­гардон, булоқи, бўйинтумор, гажак, дуотузи, жевак, жиға, заркокил, зебигардон, зулф, исирға, кокил, ойболдоқ, осматузи, санчоқ, тавқ, тилла баргак, тилла тузи, тиллақош, узук, шокила, қашқарболдоқ, ҳалқа).

     Археологические находки показывают, что ювелирное дело было издревле известно людям. Ювелиры Древнего Египта, Китая, Греции, Ирана при изготовлении своих вещей использовали жемчуг, нефрит, янтарь и другие камни. В Европе, в основном, в эпоху Возрождения (12–15 века) ювелирное искусство поднялось на серьезные высоты, на службу им пришли придуманные ими же новые методы и направления работы. Во многих музеях Республики Узбекистан хранятся многие ювелирные предметы, найденные на нашей земле и принадлежащие разным эпохам (например, Юноно-Бақтрийскому царству 3–2 веков до нашей эры; древнему Хорезму от 1 тысячелетия до нашей эры до 8 века). Ювелирное дело далее было распространено в Бухаре, Самарқанде, Ташкенте, Хиве, Коканде, Шаҳрисабзе и других городах. В конце 19 века – начале 20 ювелирное искусство стало развиваться большими темпами и отличалось формами, красками, особенностями работ, оригинальностью идеи. Но развивающееся и передаваемое по наследству из века в век ювелирное дело в 20 веке вошло в кризисное состояние, число ювелирных мастеров стало неуклонно сокращаться. Мастерам запретили работать с драгоценными металлами и камнями. Работающие на ювелирных фабриках матера – ювелиры в поточной и неброской, нетрудной работе стали терять серьезные навыки и умения, начали забывать о традициях своих отцов. В итоге формы издаваемых ими изделий упростились, картины их работ стали «эклектичными», традиционный сложный процесс их труда был забыт.

      

           После Независимости, узбекское дело стало возрождаться. Ювелирам разрешалось заниматься индивидуально или в артелях, а также на ювелирных фабриках, иметь в своей собственности драгоценные металлы и камни. Творческие мастера – ювелиры сейчас работают в основном в двух направлениях: 1) в традиционном, классическом стиле, основанном на местных направлениях, возрождая забытые методы работы и форм и 2) в современном неоклассическом стиле без опоры на местные приоритеты, создавая новые формы и идеи новоазиатского или новоевропейского направления. Традиционалисты создают в основном похожие на старинные амулеты – обереги, те самые серьги «уч кўзача», «ой болдоқ», «ер бидор», «қашқарболдоқ» и др. Из выдающихся мастеров этого направления можно назвать таких, как династия Дадамуҳамедовых, Г. Йўлдошева, Р. Мухаметшин, М. Нозирхонов, шаҳар Низомов, И. Олимов, Г. Тошева и др. Они серьезно усвоили уроки ювелирной истории, традиции развиваются и совершенствуются в их руках, они делают великое дело, ища, находя и возрождая великие ювелирные традиции узбекского народа. Различные бухарские, хорезмские, сурхандарьинские и другие направления и школы, проникая в их руках в друг друга, становятся по-новому великими, гармонируя в новом отблеске света. В качестве образцов великого искусства этих ювелиров можно назвать произведения А. Улумбековой «Аёл» - «Жещина» (1998), «Африка» (1999), «Балиқча» - «Рыбка» (1999); Э. Гостева «Парвоз» - «Полет» (1998), Р. Мухаметшина «Тоғ ирмоғи» - «Горный ручей» (2001) и др., эти творческие работы своим великолепием, нежным и прелестным видением отличаются друг от друга, но напоминают нам о старинных классических произведениях великих предков.

В настоящее время наряду с индивидуальными ювелирами – частными предпринимателями, мастерские – магазины которых в основном расположены на рынках, торговых рядах и крупных маркетах, рынок ювелирных изделий заполняют мастера, работающие в объединениях Фонон» и «Кумуш» - «Серебро», в ювелирных центрах «Hyp» - «Луч», «Мусаввир» - «Художник», «Устазода» - «Большой мастер».

 * Из книги «Жемчужины Узбекистана»